?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ACS Demonstrator – построенное в 1975 году судно стало первым грузовым судном, на котором воплощен принцип воздушной смазки* подводной части корпуса.




Правда, до 2008 года судно было обычным сухогрузом, но в прошлом году голландская компания DK Group модернизировала судно для исследования возможностей применения воздушной смазки на грузовых судах.


В ходе модернизации на днище судна были устроены четыре продольных канала, в носовую часть которых компрессором подается воздух.



Небольшое несоответствие: на рисунке изображено 3 канала, в тексте первоисточника говорится о 4-х. Кто прав,
не добился, да это и не принципиально



Таким образом, образующаяся воздушная прослойка позволила уменьшить трение между поверхностью днища и водой.





Проведенные в сентябре 2008 года ходовые испытания показали, что данный метод (Air Cavity System или ACS в названии судна) позволил на 15% снизить потребляемую мощность и до 15% уменьшить вредные выбросы в атмосферу (в основном, диоксид углерода).





Появлению ACS Demonstrator предшествовало 10 лет исследовательских работ, в течение которых было проведено около 70 модельных испытаний в опытовых бассейнах.





83-метровое судно ACS Demonstrator дедвейтом в 2550т и само в некотором роде является моделью (1:4) судов VLCC (Very Large Crude Carrier), на которые планируется в дальнейшем распространить принцип воздушной смазки.


Отмечу, что такой же принцип снижения сопротивления воды и, соответственно, потерь мощности был предложен в своем концепте Eoseas фирмой STX Europe.


Концепт Eoseas от STX Europe


Следует заметить, что ACS Demonstrator явился первым довольно большим грузовым судном, использующим такой метод.

Т.к. принцип "воздушной смазки" известен довольно давно и успешно применяется в малотоннажном судостроении при строительстве скоростных катеров, а именно так называемых катеров на воздушной каверне (или катеров с воздушной каверной).


Одним из типичных представителей этого класса скоростных катеров является катер проекта 14232 "Меркурий" Ярославского судостроительного завода.

Цитата с официального сайта Ярославского судостроительного завода:

«При полном водоизмещении в 99 тонн "Меркурий" развивает скорость 50 узлов**.
Её обеспечивают не только два дизеля мощностью по 5000 л.с., но и особая конструкции подводной части корпуса, где образуется воздушная каверна, которая как бы смазывает днище и уменьшает сопротивление водного потока.
Тратя на ее образование (подачу под днище воздуха с избыточным давлением) около 3% мощности главной энергетической установки, "Меркурий" на 30% снижает сопротивление водной поверхности, то есть на ту же величину уменьшает расход мощности двигателей по сравнению с аналогичными быстроходными глиссерами обычного водоизмещающего типа для достижения той же скорости



Катер проекта 14232 "Меркурий"




_____

* Вольный перевод термина "Air Cavity Sistem" и вольная же трактовка термина "Судно на воздушной каверне"
** Был свидетелем, как в 96-97гг ТС-100 "Меркурий" - головное судно проекта - несколько раз поднимали в док Новороссийского судоремонтного завода для доводки движительного комплекса, чтобы выйти на проектную скорость. Кажется, испытывали несколько разных винтов. Если кто владеет подробностями, буду за них признателен.

Официальный сайт компании DK Group

Официальный сайт ОАО "Ярославский судостроительный завод"

Comments

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
damirs
29 июн, 2009 19:15 (UTC)
Да, для больших танкеров это может быть очень полезной вещицой.
_hgh_
30 июн, 2009 06:23 (UTC)
А в качку как? Ведь сохранять избыточное давление надобно?
a_bamategeku
30 июн, 2009 07:45 (UTC)
Думаю, количеством продольных каналов можно уменьшить влияние волнения.
Или, на крайний случай, совсем систему отключить, идя в обычном режиме )
myaoka
30 июн, 2009 08:50 (UTC)
интересно!
а проблем кавитации нет?
cczy
30 июн, 2009 08:56 (UTC)
Суда с воздушной смазкой
интересный пароходик.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )